КурскПт, 29 Марта 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Аналитика

«Деревня» с тысячелетней историей

В Курске развернулись баталии вокруг документа, определяющего судьбу города на ближайшие 20 лет, – нового градостроительного плана

#Аналитика
«Деревня» с тысячелетней историей
#Аналитика
В Курске развернулись баталии вокруг документа, определяющего судьбу города на ближайшие 20 лет, – нового градостроительного плана

7 июня – ИА SM.News. Помните мультипликационную заставку к фильму «Ирония судьбы»? О том как на смену оригинальной архитектуре пришли типовые здания, что породило множество 3-их улиц Строителей. Короткая анимация почти полувековой давности оказалась актуальна сегодня – для Курска. Проект нового генерального плана города на ближайшие 20 лет предполагает урбанизацию, но не созданием новых микрорайонов, а застройкой уже исторически сложившихся кварталов. Перспектива превращения старого купеческого города в «человейник» жителей возмутила. Пожалуй, никогда обсуждения перспективы развития города не были такими бурными и эмоциональными – со сбором подписей, акциями протеста и выяснением отношений в соцсетях. Все ли так страшно — выясняли корреспонденты «SM-News»

Дом, который построил купец

Лицо города – это его жители. Лицо старого города – коренные куряне. Двери нам открывает старинный дом купца Писковитина на улице Бочарова. Одна из его хозяев сегодня – профессиональный диктор Татьяна Викторовна Юрченко.

Она проработала в городской культуре 30 лет. Когда-то весь дом принадлежал ее прадеду – он купил его, вернувшись с семьей из ссылки на угольные шахты.

Среди предков Юрченко есть запорожские казаки и украинцы и турки – ее прапрадедушка, вернувшись победителем из русско-турецкой войны привез с собой … прапрабабушку Татьяны Викторовны, окрестил ее в православие и женился. Смесь восточных и славянских кровей родила жгучий темперамент.

Юрченко – хейтер областной администрации по теме градостроения. Отношения с местными властями – от любви до ненависти. Ее голос встречал олимпийский огонь в 80, и ещё год назад курянка вела торжественный концерт в честь дня СМИ, а на днях оказалась в «бане» на сайте областной администрации – немного не сдержалась в эмоциях. Женщина внимательно следит за новостями и знает, чем дышит город. Она показывает нам старинную лепнину на потолке дома.

«Во время бомбежки в соседнее здание попала авиационная бомба, наш дом не пострадал. Он пережил две войны, революцию. Вы не представляете, скольким людям он давал приют и хлеб. В моей семье никому не отказывали в крыше над головой – так было заведено еще со времен прадеда, который потом приютил даже тех, кто его ранее раскулачивал (улыбается). Этот дом храним Богом, он – «ноев ковчег.»

По соседству с купеческим домом высокий забор – на довольно компактном участке собираются строить 12-ти этажку с паркингом на 60 мест, детской площадкой и сквером (любопытно, как застройщик собирается уместить все на 28 сотках земли).

Коммуникации в этой части города откровенно ветхие, каждый год улицы обрастают раскопами с торчащими из них ржавыми трубами (даже на момент написания материала в центре случилось отключение, и автор остался без холодной воды). Аргументируя ветхостью коммуникаций, жители улицы Бочарова пытаются остановить процесс, но бетонные плиты уже завезены.

Этот частный случай противостояния малоэтажной и высотной застройки в историческом центре мало кому (кроме жителей улицы и тех, кто радеет за сохранение исторического лица Курска) был бы интересен, если бы не проект нового градостроительного плана, предусматривающего аналогичное контрастное соседство в других частях старого Курска.

Возмущение в курском междуречье

В похожей ситуации оказались жители так называемого курского междуречья: Стрелецкой и Очаковской слобод, Цыганского бугра, где, в отличие от старого центра, нет ни одной высотки.

Местные гордятся тем, что Екатерина Вторая (она, кстати, утверждала первый градостроительный план) назвала это место «второй Венецией». И хотя сравнение с Венецией давно дискредитировано СМИ, спешащими назвать так любую широкую лужу, здесь оно оправдано.

Высотки в этих местах нельзя строить до сих пор – жителям периодически приходят письма-предупреждения от комитета экологической безопасности о том, что строительство домов ограничено двумя этажами. При этом на генплане этажность почему-то достигает девяти.

«В устьях трех рек находится зона водозаборов, которая обеспечивает город водой. Территория после разлива рек и подъема грунтовых вод периодически затопляется. Здесь невозможна прокладка канализации! Мы против этого проекта!», – говорится в видеообращении, которое сопровождает петицию.

Семья Екатерины Малаховой живет на Цыганском бугре четыре поколения. Большинство людей здесь – коренные жители – места красивые, уезжать никто не хочет.

Цыган действительно много. Так сложилось исторически, что еще будучи кочевниками, они останавливались в этих местах на холме.

«Мы мирно сосуществуем, я работала учителем, знаю, среди них много талантливых и умных ребят. Всегда в этих местах были сильные полноводья, и в нашей школе каникулы были привязаны к большой воде, ждали, когда она придёт, бывало, даже плавали в школу на лодке. Такая у нас здесь интересная жизнь…»

Городской многоэтажной жизни в старинных слободах никто не хочет. Междуречье неслабо возмутилось – люди устроили собрание, начали собирать подписи против нового генплана.

Параллельно сбор подписей продолжается в другой части города – микрорайоне КЗТЗ и примыкающей к городу деревне Моква. Здесь жители СНТ, которые, после возможности регистрации на дачах, стали коттеджным поселком, обнаружили на проекте генплана на территории своих участков многоэтажки, а в лесу дорогу. И запаниковали.

Собственно, дачники были первыми, кто возмутился генпланом: опубликовали на change.org петицию, позвали прессу, устроили акцию «бежим за лес», засыпали интернет-ресурсы властей гневными комментариями и просьбами. Сценарий тот же, разве что места эти не так насижены веками, как старый центр.

Недоработанные идеи, абсурдность строительства многоэтажек в болотистой местности и само предложение урбанизации исторически сложившихся частных кварталов проект генплана в глазах жителей города сразу дисквалифицировало. А что думают власти?

«Теснота порождает ссоры»

Вначале озвучили курс на урбанизацию, отдельные возмущения курян назвали политической провокацией (пожалуй, в своем желании привлечь внимание люди порой перегибали, а на фоне толпы отдельные личности зарабатывали себе политические очки), но в итоге – согласились с тем, что проект генплана требует доработки.

Дачников и жителей междуречья поспешили успокоить – никто не планирует сносить их дома. Во всяком случае, в ближайшие пять лет. И лес вырубать никто не хочет, тем более что генплан предусматривает расширение зеленых зон. Губернатор Роман Старовойт сообщил, что согласен с большинством замечаний, а что касается вырубки леса – он готов «лично биться за каждое дерево». Проект генплана не дожил до публичных слушаний и был отправлен на корректировку, а обсуждения перенесли на месяц.

Но люди не успокоились. Потому что политика интенсивной (внутренней) застройки уже был обозначена – на презентации генплана:

«Если мы принимаем решение, что мы жители города, а не села, надо принимать и решение о застройке в городе. Я сам кайфую, когда рано утром выхожу на Володарского, и петухи поют. Но петухи в центре города – это… ну шарм определённый, да. Но рано или поздно это будет город», – сообщил на презентации глава региона.

Представители разработчика «Гипрогор» сравнили Курск с большой, вытянутой с севера на юг, деревней. Пожалуй, это сравнение было лишнее. Посыпались комментарии про человейники, про некомпетентность специалистов, составляющих эти планы и вообще отсутствие у идеи урбанизации уважения к городской истории. Житель старого квартала города, краевед и коренной курянин Юрий Озеров (его предки жили в Казацкой слободе еще в 19 веке) опубликовал эмоциональные посты в своих соцсетях. Проект нового генплана он назвал приговором историческим кварталам:

«Меня вообще поражает, как можно на откуп кому-то дать судьбу города, его жителей тем, кто в нем не родился, не жил, не знает его историю, культуру, не дорожит исторической памятью… Мы живем в XXI веке, у нас есть ЮЗГУ, который занимает высокую, вроде как, позицию в рейтинге вузов, есть КГУ. Ну, неужели не хватает своих мозгов, чтобы осмыслить перспективы развития города? Не зная, вообще, будущего, имеет ли смысл тратить огромные средства на проект чего-то, что, скорее всего, будет трудно реализуемым или отвергаться?»

Курс на интенсификацию строительства Озеров считает ошибочным — «теснота порождает ссоры…»

Интернет-карты в помощь

А что разработчики? Скажем прямо – уехали в состоянии растерянности. Представителю – интеллигентной взволнованной Ольге Ениной – даже пришлось оправдываться за сравнение с деревней, и она не смогла прийти на обещанную финальную встречу с журналистами местных телекомпаний. Не ее вина, что разработчики не жили в Курске, не знакомы с менталитетом потомков лихих казаков и стрельцов, не плавали на лодках по Стрелецкой, не слушали соловьев в старых купеческих кварталах, а план составляли преимущественно по гугл-картам. За 8,7 миллионов рублей.

Мы не поленились заглянуть в курский архив, чтобы узнать, как работали над основным планом застройки, определившим современный облик исторического центра Курска.

В 1945 году в Курск приехала команда московских архитекторов – полгода они жили в городе, изучая практически каждое здание центра. Еще год разрабатывали генплан. Позже во время застройки даже урезали одно шестиэтажное здание до четырех – чтобы не выбивалось из общей малоэтажной концепции. К застройке городов в прошлом веке подходили более чем основательно.

Частная собственность vs муниципальные нужды

К этому моменту у читателя должен возникнуть вопрос: а как вообще можно иметь виды на землю, которая находится в частной собственности? Не в 30-е годы ведь живем.

Оказывается, можно. Город в праве «изъять объекты недвижимого имущества для муниципальных нужд». Этот порядок помимо муниципальных Постановлений регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 06.10.2003 No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ключевые условия – муниципалитет должен предложить собственникам компенсацию. Если собственник не согласен, администрация вправе обратиться в суд. И Курск был в этой российской практике первопроходцем, суды помнят не одно такое дело – когда расширяли дорогу в районе площади Перекальского, а затем на улице 50 лет Октября, владельцы домов пытались судиться. Но городу, стоящему в пробках, нужны были трассы, на генеральном плане они были, и их построили. На Бойцов 9-ой дивизии, где в настоящий момент идет строительство трассы, с владельцами удалось договориться – их уже сгнившие хибары снесли по взаимному согласию, обошлось без разногласий.

Позиция властей в целом понятна – цены на недвижимость в Курске неприлично выросли, строить негде, но надо (кстати, уже в этом году поставлена задача увеличить застройку вдвое). Скандалов никто не хочет, вырубать «легкие» города вроде бы тоже (хотя главный архитектор на одной из встреч сказал журналистам, что без вырубки дорогу на КЗТЗ, к сожалению не построить). Столичный акцент в работе команды чувствуется, и это нравится не всем.

Понимая важность документа, планирующего застройку на ближайшие 20 лет, горожане всеми силами пытаются повлиять на его содержание. Они боятся, что ритм работы новой администрации пошатнёт то, что формировалось в этом городе веками – старое купеческое лицо с поющими соловьями и кудахчущими в частных дворах курами. Пусть сравнение позвучит каламбурно, но в защиту провинциального исторического наследия стоит отметить – это все-таки КУРск.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.