КурскСб, 05 июля 2025
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Сортировка
Поиск
Спецоперация России
#Интервью Читать 3 мин.

Мы очищаем Курск от тонны ненужной косметики

Как меняется город в соответствии с дизайн-кодом «SM-News» рассказала советник губернатора Курской области Анна Коновалова.

Евгения Воробьева
#Интервью
Мы очищаем Курск от тонны ненужной косметики
Евгения Воробьева #Интервью
Как меняется город в соответствии с дизайн-кодом «SM-News» рассказала советник губернатора Курской области Анна Коновалова.

31 мая – ИА SM.News. Интересное наблюдение последних лет – по количеству торговых площадей небольшой (даже не миллионник) Курск неоднократно обгонял Москву и соседний Воронеж. На 1000 жителей приходится около 850 квадратных метров против столичных 500, что, впрочем, неудивительно, так как провинциальный город, построенный на древнем волжском торговом пути, сформировался как купеческий. Рекламный шум для улиц – проблема историческая, разве что «булочные» поменялись на «donat bar», дореволюционные рюмочные в советское время стали закусочными, а позже на их месте появились кафе и рестораны. Гостиница купца Полторацкого (в которой, говорят, останавливался Пушкин) на главной площади города стала гостиницей Центральной, а год назад и вовсе чуть не превратилась в Пятёрочку. Рекламы на курских улицах с каждым годом становилось все больше и больше, и к началу 2000-х городское пространство превратилось в лоскутное одеяло из вывесок, баннеров, растяжек и прочих рекламных конструкций.

Незадолго до тысячелетнего юбилея (в 2032 году) в городе начали наводить информационный порядок. По аналогии с дресс-кодом –внедряют дизайн-код. Работает команда, которую собрал новый глава региона – молодые люди с опытом работы в Москве и Санкт-Петербурге. К вниманию курских предпринимателей (а с февраля этого года – к обязательному исполнению) уже четыре книги дизайн-кода, в которые помимо правил «переодевания» фасадов зданий включили правила озеленения, организации общественных пространств, оформления остановок, ограждений и тд. С чего все начиналось, кто и как сопротивлялся новому рекламному этикету, и как изменится город, – нам рассказала советник главы региона Анна Коновалова.

Как «кодируют» города

– Анна, начнем с того что есть дизайн-код. Это свод правил поведения, от которого нельзя отойти, или это, своего рода, кодекс чести, где есть расчет на добросовестность предпринимателя?

– (улыбается) Дизайн-код – это правила этикета в городской среде, стандарты оформления и размещения информационных и рекламных конструкций на фасадах зданий, самих фасадов, элементов городской среды.Первые две книги дизайн-кода официально внедрены в прошлом году и с конца февраля этого года являются обязательными к исполнению во всем городе. Эти правила касаются фасадов, вывесок и цветовых решений именно зданий. Нормы внедрены в правила благоустройства и за несоблюдение владельцы будут нести ответственность.

– Какую именно? Рекламные конструкции вы начали менять около года назад, но тогда это было добровольно, а с февраля – добровольно-принудительно. Срок моратория на рекламу завершился.

– Механизм следующий. Комитет архитектуры выписывает предписание. В течение 30 дней человек должен его исполнить. Если этого не происходит, то силами МЧС незаконную рекламную конструкцию демонтируют, увозят на склад Управления капитального строительства, и там она дожидается своего владельца. Но, как правило, никто не приходит.

Вот все, что было на презентации, – штендеры, несколько рекламных баннеров, – за ними так и не вернулись. Не забирают, не признаются. Потому что ты забираешь, и тебе прилетает чек за демонтаж (улыбается).

– Продавец аппаратов «СамогонУрал» прийти постеснялся?

– И поберег кошелек. Для«физиков»размер штрафа от 4 до 5 тысяч, для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч за несоблюдение правил благоустройства. На юридические лица – от 150 до 500 тысяч рублей. Когда начали демонтировать первые рекламные баннеры на Ленина, люди выходили и спрашивали, что это такое. Мы говорим: «Нарушение действующих норм законодательства. Предписание же вам выписывали». «Ну так город Курск выписывает на протяжении нескольких лет всякие разные предписания. Что, мы должны их все соблюдать? Чего вы только сейчас очнулись?». У меня, конечно, немой вопрос. Люди привыкли, что нет контроля.

– Убрано более трехсот рекламных конструкций и 45-ти штендеров за все время. По твоим оценкам, это много?

– Команда, которая занимается реализацией этого проекта, небольшая. Над созданием книг дизайн-кода работает семь человек. Да и команда правоприменителей (городская архитектура) – небольшая. Сложно таким количеством людей охватить весь город сразу. Я бы хотела, чтоб Майский бульвар уже завтра был красивым. Но здесь нужна синергия, нужен диалог. Проспект Победы мы очистили за два месяца, только потому, что управляющие компании помогали нам и Администрации Курска. Они сами общались с арендаторами и собственниками (которые, зачастую, даже живут не в Курске). Нельзя охватить все сразу, но мы стараемся.

– Как должно измениться лицо города? С художественной точки зрения? В плане цветовых решений и тп.

– Лицо города должно стать чище. Мы сейчас очищаем Курск от тонны ненужной безвкусной косметики. Нельзя сказать, что мы придаем городу определенный цвет или шрифт. Мы делаем город, в котором легче дышится, в котором на тебя не давят вывески и прочий визуальный шум.

В плане цвета мы возвращаем зданиям исторический облик – так стало с «шестеркой» на Красной площади, например (бирюзовый цвет поменяли на песочные тона). Восстанавливаем историческую справедливость и изначальную идею архитектора проекта.

– Идея создания дизайн-кода города пошла от недовольства загруженностью рекламой?

– Да, идея родилась снизу. Очень много пестрой разномастной рекламы, как визуально, так и тех же «песен» из магазинов. Мы решили, что Курску нужен подобный документ, потому что нам в наследство достался город без единой политики в области благоустройства.

И если мы приведем в порядок фасады, то сразу начнем обращать внимание на обилие проводов, некачественное озеленение, весьма спорные архитектурные формы – все, что уже за фасадами. Именно поэтому наша команда решила подготовить такой стандарт развития городской среды для Курска. Поэтому мы вышли из привычных рамок дизайн-кода и включили в элементы регулирования и остановочные павильоны, и нестационарные торговый объекты, и озеленение, и инфраструктуру для маломобильных групп населения.

И об этом не раз говорил Минстрой России. В принципе мы первый субъект, который взялся за такой сложный процесс. Наш Центр компетенций стал пока единственным в стране, который замахнулся на такой колоссальный проект. Зато мы подготовили методические рекомендации, и теперь каждый субъект Российской Федерации может пойти по нашему пути. В среднем дизайн-код только по фасадам стоит несколько миллионов рублей.

– Разработать ?

– Да, разработать. Не внедрить. Но создать такие картинки и тексты – не гарант успеха. Дальше – внедрение. А с внедрением во многих субъектах возникают проблемы. Потому что нельзя навязать, это должно встроиться в систему, механизм. Это должно жить.

– В Твери, я слышала, эта работа тормозится. По-моему, как раз из-за попыток снять рекламные конструкции и убрать ларьки. Почему так получилось, что там это не вышло, а в Курске удалось начать?

– Есть ряд субъектов, в которых дизайн-код принят, но внедрение его откладывается на три, четыре, пять лет или до улучшения, например, социально-экономического положения региона. Но мы дизайн-код разрабатывали вместе с предпринимателями. Изначально собирали представителей крупного бизнеса, потом средний и малый бизнес. Даже по округам их собирали.

Не хотелось их выводить из зоны комфорта. Все, конечно, хотят, чтобы их вывеска осталась в прежнем формате, в прежнем размере на прежнем месте. Но мы провели довольно много встреч и поняли, что есть даже запрос со стороны бизнеса. Я часто говорю, что дизайн-код — это не про красивые картинки. Это про равные условия игры, про порядок. И тогда индивидуальный предприниматель говорит: «Слушайте, ну, наверное, было бы хорошо, чтоб моя вывеска была одного размера и формата с крупным бизнесом для того, чтобы соревноваться все-таки качеством товаров, а не цветом вывески и размером этих букв». Мы нашли к ним подход, и мне кажется, это было верным решением. Это заслуга команды, которая сложилась сегодня, и я ей горжусь. Некоторые члены команды вернулись из Москвы ради Курска. Это очень большой кредит доверия. Ксения Деева, Анастасия Конарева –сестры, участники потрясающего проекта «Архитекторы.рф», например.

Сопротивление бесполезно

– Во многих субъектах возникают проблемы с предпринимателями, судами. В некоторых – очень распространенная практика – дизайн-код в начале принимают, а потом решением ФАС отменяют. А в чем ущемление интересов предпринимателей?

– Вывески. Заставляют делать предпринимателей определенного шаблона. Кому-то не нравится. Есть спорные дела в арбитраже, из-за которых потом отменяется дизайн-код.

Все эти усилия, эти деньги насмарку. А самое главное – подвести горожан, которые верят тебе и верят в тебя. Поэтому, когда мы начали разрабатывать свой дизайн-код, мы консультировались сразу, помимо администраций и юридических отделов, и с правоохранительными и контролирующими органами, чтобы на исходе иметь тот документ, который могут использовать все, и к которому не будет вопросов.

– Тем не менее, некоторые сопротивляются – Ленина, 99. Собственник судится и не дает убрать рекламную конструкцию на крыше. Почему он отказывается от нее избавляться?

– Разрешение на размещение всех рекламных конструкций по улице Ленина истекло несколько лет назад. То, что они сейчас там стоят – недосмотр ранее контролировавших органов. Несколько раз я слышала, что рекламные конструкции несут социально значимую функцию. После уточняющих вопросов, какой она может быть для таких объектов, конкретики не поступило. Это бизнес, люди на этом зарабатывали. Конечно, когда заработку приходит конец, реакция негативная.

– Гостиница «Курск». Вместо того, чтобы снять огромный баннер, владелец его закрасил.

–DeShеli (ее 150-киллограммовый баннер висел на здании гостиницы на высоте 40 метров)– это та косметологическая фирма, которая разорилась несколько лет назад. С ней связаны довольно громкие скандалы, очень много было судов в разных регионах. То, что было сделано в Курске, – у меня нет слов. Это рекламная конструкция, и как ты ее не закрашивай, она не превращается в арт-объект. В итоге, конечно, конструкцию демонтировали.

– Краску жалко. Сколько вывесок уже изменили согласно дизайн-коду?

– Более 500 вывесок. Дизайн-код положил начало тому, что люди стали внимательнее относиться к тем локальным нормативно-правовым актам, которые у нас есть. Еще для меня лично очень крутым фактом явилась отмена согласования, потому что, честно признаться, это один из коррупционных факторов. Раньше все основывалось на чувстве восприятия прекрасного того или иного человека. Когда мы с городом Курском обсуждали, как будем регулировать дизайн-код, у города была четкая позиция, что нужно отменять этот механизм для большей части объектов. Администрация Курска, безусловно, очень сильный и правильный шаг сделала. Вспоминаем о презумпции знания закона. Дизайн-код (и правила благоустройства, соответственно) есть в открытом доступе у всех. Наблюдая за монтажом новой вывески, мы заведомо доверяем предпринимателям и считаем, что они прочитали требования.

Соответственно, ответственность наступает только в случае их несоблюдения. Но никто не мешает, если ты не понимаешь, позвонить и попросить помочь. У нас в Центре компетенций и Администрации города Курска постоянно проходят консультации по вопросам применения дизайн-кода.

– В соцсетях жалуются, что теперь плохо видны вывески. Где-то они сливаются с фасадом здания. Предприниматели не опасаются, что к ним будут реже заходить?

– Дизайн-код не регулирует цвета вывесок. Мы это пытаемся донести всем, а нас почему-то отказываются слышать. Шрифт, цвет, логотип – это все фирменная айдентика, к которым дизайн-код не притрагивается, потому что есть в конце концов зарегистрированные товарные знаки. Дизайн-код регулирует лишь вопросы расположения этих вывесок, отсутствие, например, подложки.

–В городском паблике шутили: снимали с ТЦ «Покровский» рекламные конструкции, оказалось, что они несущие, пришлось вернуть. Вы очищаете здание от рекламы, но оно становится облезлым. Что дальше?

– Это ведь совсем не сюрприз. Выбор здания определяется с учетом тех программ и возможностей, которые есть у собственников сегодня. Мы понимаем, что тот или иной дом попадает в различные программы, например, программу капремонта. Когда мы снимаем рекламу с центрального рынка, мы понимаем, что собственник будет приводить в порядок фасад. По крайней мере, его будут мыть, а дальше мы посмотрим. Когда идет речь о «Покровском», все ахнули. Я не могу сказать, что сейчас красивей.

И так, и так плохо, хотя здание очень красивое. Тоже было с «Триумфом». Мы его сняли, помыли, он стал похож на вокзал (ухмыляется). Демонтаж не происходит так: выбираешь здание и решаешь снять с него рекламу. Это делается комплексно, с созданием паспорта здания. Сейчас можно снять со всего города. Картина будет не лучше. Очистим от рекламы – обнаружатся страшные фасады. Сколько лет понадобится, чтобы все это замазать, закрыть?

– Как владельцы крупных торговых сетей отнеслись к тому, что с фасадов их монолитных громад начали демонтировать рекламу? Ведь для них это большой доход. Дополнительны деньги за размещение.

– Все сети присутствовали на обсуждении дизайн-кода. Сами приходили. Некоторые даже из Воронежа и Белгорода приезжали, где находятся их головные офисы.

Они сами знают, что во многих регионах дизайн-код внедряется. Это нормальная практика. Вот от «сетевиков» вопросов не было. Во всей России сейчас так, во всем мире. Надо понимать, что Курск выходит из девяностых и нулевых. Семимильными шагами, в данном случае.

– Интересное сравнение, учитывая что 90-е были двадцать лет назад.

– Такое у нас наследие – город без комплексной политики развития городской среды. Этим вещам долгое время не уделяли внимания. И мы не хотим привязывать перемены к датам, в частности, к тысячелетию, город заслуживает быть красивым и комфортным для горожан сегодня, а не к 2032 году.

– Сколько времени требуется на внедрение?

– Еще года два-три на комплексную работу. Можем снова встретиться и подвести итоги.

– Спасибо что нашли для нас время, и удачи с «кодировкой»!

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить