Герой этого интервью – не профессиональный спасатель. Виктор Мелехов – ведущий дознаватель отделения судебных приставов по Рыльскому, Глушковскому и Кореневскому районам УФССП России по Курской области. Живет в старинном городке Рыльске, что в ста километрах от Курска. В первый день своего отпуска поехал с женой и пятилетней дочкой на речку в село Березники. Сидели на берегу. Услышал крики – обернулся, увидел, что в воду заехала машина… А дальше – адреналин, логика и как ни странно – математический расчет.

— Авто утонуло моментально – секунд сорок, наверное. Женщина приехала отдохнуть с друзьями и детьми. Села за руль своего кроссовера и поехала с бугра. Только в воду.

— Она неграмотно поставила машину? Задом съехала?

— Все проще. Передом. Как потом рассказали люди, в машине еще были дети, но они, к счастью, успели выскочить в тот момент, когда она съезжала в речку. Кажется, водитель вообще не понимала, что делает.

— Ваши действия?

— Я побежал в воду, машина уже полностью погрузилась, как поплавок, торчал только багажник, сантиметров пятьдесят, может. Я подплыл, нырнул, вода была мутной, ничего не видно. Я попытался водительскую дверь открыть, она не открывалась вообще никак. Двери заблокированы – давление воды, эффект стакана…

— То есть нужно ждать, пока машина заполнится водой?

— Да. Видео когда-то смотрел, когда люди тонут в машине, то пытаются перебазироваться назад, туда, где остается воздух. Машина ведет себя как поплавок. Я попросил у людей что-нибудь тяжелое. Кто-то из ребят дал мне топорик. Я разбил заднее стекло. Машина начала заваливаться на левый борт, и я стал нырять справа, чтобы меня не придавило. Глаза открыл – под водой не видно ничего, еще остатки воздуха выходят, все бурлит. Нащупал заднее боковое стекло, разбил. Залез в машину, руками нащупал женщину, она на водительском сиденьи, как была, так и осталась. В отключке. Я ее перетащил на заднее сиденье и понял, что мне уже самому не хватает воздуха…

— Машина уже была на дне? Какая глубина?

— Да, полностью погрузилась и уперлась носом в дно. Метров пять, наверное… В том месте резкий обрыв. Я нырял где-то на трехметровую глубину поначалу, потом глубже. Я ее схватил и протолкнул назад, потому что понимал, что сам сейчас задохнусь – пока разбил, пока ее схватил – все это было одним нырком. В момент, когда машина тонула, и я разбил стекло, ребята зацепили трос за заднюю раму и стали тащить машину к берегу руками. И через разбитое стекло со стороны багажника ее уже достали.

— Вы бы справились без помощи ребят?

— Я бы, конечно, женщину вытащил, но вопрос – в каком состоянии. Ребята молодцы! Благодаря вот этой помощи – кто-то мне протянул топор, кто-то тросом подцепил машину, женщина была под водой меньше минуты – по моим подсчетам. И она очень быстро пришла в себя на берегу. Даже не поняла, что произошло. Ее начало трясти, когда приехала «скорая», когда ей маску надели кислородную – видимо, наконец, осознала, что случилось. «Скорая», кстати, тоже быстро приехала, хотя от города километров 20 и часть по грунтовой дороге.

— Она хоть сказала спасибо?

— Да ну… Там еще мама прибежала, говорит, зачем стекла побили – машина новая в кредите (смеется).

— А вы что чувствовали?

— Ничего. Я пришел в себя, только когда медик мне перевязывала руки. Оказывается, я их порезал, когда выбивал остатки стекол руками. И тут я полностью осознал случившееся.

— Не было ощущения страха?

— Нет. Шок. И некоторая неудовлетворенность своими действиями. Наверное, стекло надо было бить боковое, чтоб воздушный мешок остался… С другой стороны, трос тогда бы не за что было зацепить. И руками, конечно, стекла бить чревато (показывает пальцы в шрамах). Я сначала топором выбил, потом руками добивал.

— Виктор, да вы перфекционист! С математикой хорошо было?

— Да.

— У вас даже имя означает «победитель». Можно сказать, смерть помогли победить в тот момент. А тема тонущих машин вас до этого волновала?

— Да. Честно, волновала. Из тонущей машины редко кто выбирается – паника… Знакомые утонули несколько лет назад – провалились в автомобиле ночью под лед… Знаю человека, который выбрался, а девушка его погибла. Он дождался момента, когда машина заполнится водой (тоже под лед провалилась) и вынырнул. Она нет… Тоже в Рыльском районе. И два года назад тоже ночью совсем молодые ребята, после армии пришли, провалились… Один только смог выбраться… Мне всегда было интересно, почему не выбираются, теперь я понимаю, почему. Дверь открыть невозможно – сто процентов. Я и ногами упирался, и тянул… Либо стекло разбивать, либо ждать, пока автомобиль полностью заполнится водой.

— У вас есть часы? Давайте проведем эксперимент, на сколько максимум сможете задержать дыхание.

(не дышит, улыбается)

Две минуты!

— Раньше до трех дотягивал. Легкой атлетикой занимался. Вообще все детство провел на речке. Страха перед водой никогда не было – моя стихия.

— Виктор, вы действительно герой. Удачи вам!