КурскВт, 16 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

Раны нужно сшивать дружбой

Нетривиальный взгляд на международное искусство, и почему в Курске надо провести фестиваль дружбы народов

#Интервью
Раны нужно сшивать дружбой
#Интервью
Нетривиальный взгляд на международное искусство, и почему в Курске надо провести фестиваль дружбы народов

31 января – ИА SM.News. Об этом – в интервью с художником, основателем курской галереи «АЯ», Олегом Радиным. За 30-ти летнюю историю галереи через ее стены прошли больше сотни художников из разных концов света. В фондах «АЯ» – больше тысячи работ. Владелец – человек необычный, за глаза его часто называют «мудрый Ра».

Миф о негостеприимном Курске

— Олег Михайлович, вы были свидетелем смены эпох, творческих веяний и наблюдали, как людей объединяет творчество, в том числе в нелегкие времена. Вопрос прямой – как?

— Художники – это люди с обнаженной острой душой и восприятием того, что происходит. Художники – самые дружелюбные люди. Объясню, почему. Символ мира ведь придумали не политики, не олигархи – его придумал художник – это «Голубка Пикассо». А теперь вернемся лет на 30-40 назад, когда распадался Советский союз. Тогда многим русским пришлось покинуть те республики, в которых они родились. Когда к власти приходят националисты, они не смотрят, кто ты – профессор ли, художник ли, ученый. Для них главное – «ты не наш, ты другой». И среди моих художников, которые вернулись на свою историческую родину из Армении, Азербайджана и дальнего зарубежья, нет никого, кто бы принес с собой ненависть к людям, с кем они жили в тех республиках. Художник Сергей Гашевский, который вернулся в Курск из Баку, до сих пор дружит со своими друзьями, они приезжают сюда в гости… В этом отношении наш, казалось бы, «не очень гостеприимный» и «грубоватый» город, принимал всех с большой радостью

— А вот тут, пожалуйста, подробнее – для читателей. Почему это мы негостеприимные?

— Потому что, когда надо поругать наш город, вспоминают, что сюда ссылали всяких нехороших людей, и это у нас якобы осталось в крови. Я лично это не чувствую ни на себе – и за 30 лет – ни на одном из художников, ни на одном из зрителей. Итак, вернемся к вопросу распада СССР – казалось бы, должны быть какие-то распри между людьми разных национальностей в Курске. Но у нас диаспоры чувствуют себя нормально. И ни разу ни от кого из них (а у меня много друзей разных национальностей, не только художников)… ни разу никто не упрекнул курян в каком-то нехорошем отношении. У нас не было ни одних крупных разборок ни в 80-е, ни в 90-е, по каким-то национальным конфликтам! Лично я не помню ни одной!

— А у соседей?

— Были. И в соседнем Белгороде, в Воронеже, Орле, Туле, про Москву вообще не говорю…

— Нам повезло? Бог миловал?

— Да. Наверное, вопреки тем легендам, что тут одни нехорошие люди собрались. Думаю, негостеприимно себя в Курске чувствуют некоторые из тех людей, которые не куряне, а которых сюда периодически присылают начальствовать над нами. Наверное, они усвоили эту легенду и относятся к курянам свысока. Можете убрать это из интервью.

— Нет, мы оставим.

— Спасибо (улыбается). Итак, я счастлив тем, что у меня выставлялись художники из Белоруссии, из Армении, из Болгарии, из Швейцарии, из Германии, из Сербии, Черногории, из Америки. А про Украину говорить нечего. Если сейчас посмотреть по списку тех художников, с кем я начинал работать 30 лет назад – там половина из Украины. И мы до сих пор дружим. Целая плеяда художников-керамистов и декоративно-прикладников выставлялись из Харькова. Из Донецка тоже приезжали. Сейчас сразу не вспомнишь, но в этой галерее была почти вся карта Евразии. И до сих пор еще просятся люди из разных республик на выставки к нам. В феврале будет очередной фестиваль памяти Казимира Малевича (надеюсь, мне никто не помешает) – будет один художник из Германии, один из Америки…

Не уподобляйтесь националистам— У них будут проблемы дома?

— Не знаю. Но мы не должны уподобляться тем, кто рушит памятники представителей русской культуры. В наше время есть люди, которые пытаются подвести национальный вопрос туда, куда не надо. Меня тут «некоторые» обвинили, что я «некоторым» образом не совсем патриотично работаю – у меня есть музей Казимира Малевича. «Как это так? Он поляк, родился в Киеве!» Хотя во всем мире известно, что Казимир Малевич – великий русский художник-авангардист! На фестивале памяти в феврале в нашей галерее будут представлены открытки, которые писал Казимир Малевич, а текст к ним – Владимир Маяковский. Это открытки самой патриотичной серии времен Первой Мировой войны.

— Малевич любил Россию?

— Не только Россию, самое главное, он любил город Курск. Почему наш музей – дань уважения к этому человеку. Я без конца повторяю слова из его автобиографии: он «сформировался как художник в городе Курске». Уехал из Курска, дружил с курскими художниками. Принимал участие в курских выставках, в 1913 году привез выставку группа «Ослиный хвост», он продолжал дружить и любить этот город. Мой музей – это дань уважения к этому художнику

— Общаетесь с художниками, которые остались на Украине. О чем говорите?

— Художники говорят своими картинами. Художник – самый откровенный из всех представителей человечества. Не всегда расскажешь словами то, что ты можешь рассказать живописью. У меня три картины, касаемые ситуации в мире. Их надо видеть, о них так просто не расскажешь: первая – «2022 год» (еще называют «Дерево 2022»),

вторая – «Карта 2023 года» (стиль – гадание цветом – в образах уложено то, что нас ждет).

А третья без названия, я не стал его давать: земля треснула, разошлась, как рана, внутри течет кровь, а теперь эту рану надо сшивать – воткнута настоящая иголка, стежки нитками.

Но мне хотело бы, чтобы было не совсем как на моей картине. Сшивать надо не нитками – нитки не крепкие.

— Чем сшивать?

— А вот тем, с чего наша беседа началась. Дружбой. Дружбой народов. Любой конфликт, любая война, имеют свой финал, и потом наступает самое сложное – восстановление связей между людьми, между народами. Восстановление дружбы – это непростой вопрос. Художники должны участвовать в нем, когда придет для этого время.

Как пишут русские, немцы, евреи

— Как видят мир художники разных национальностей? Вы можете, к примеру, глядя на картину, определить, кто автор – немец или серб?

— Безоговорочно.

— Тогда блиц. Как пишут русские?

— Не так как я! (смеется) Хотя я русский! При том что многие не считают меня русским, некоторые говорят: «он даже не еврей – он какой-то ассириец!» (смеется) Русские по широте размаха пишут – если видишь пейзаж, большое поле, раздолье – это русский.

— Украинцы?

— Яркость, декоративность, присутствие большого количества солнца – это с Украины.

— Армяне?

— Сложный рисунок, рельефность, хитренький мазочек… Немца узнать элементарно – более экспрессивные, более открытые цвета, написано более жестко, графически. Я сам одно время был подвержен немецкому импрессионизму 20-30 годов. На себе испытал эти чувства…

— Белорусы?

— Мягкость! И в картинах, и в керамике. Казалось бы – Белоруссия, Украина – соседи. А рядом картины поставишь, сразу понятно, где чье.

— Болгары?

— Близки к армянской школе, но у них более широкий мазок… Черногория и Сербия – ближе к Европе, у них более сдержанные цвета, приглушенность какая-то, трудно словами описать… Азербайджан – это в живописи танец! (смеется) Близко к ковру!

— Американцы?

— Сборная солянка. Из американцев у меня только работы русского курского художника-еврея Зиновия Шершера (улыбается). Представьте, это музыкант, который номинировался на премию «Грэмми» и художник, который в Голливуде расписал 200 метров образами звезд.

— А как евреи пишут?

— Вспоминайте Марка Шагала – самый яркий представитель. Это какие-то полеты во сне и наяву. Я тоже одно время очень увлекался Шагалом. Некоторые курские художники до сих пор им увлечены, можно заметить его влияние в их работах.

— Есть идея провести выставку дружбы народов?

— Есть предложение с наибольшим размахом. Я думаю, самым объединяющим и необходимым событием, которое вернет нас в состояние мира и дружбы, должен стать фестиваль молодежи. Молодые художники, они более свободны в выражении своих мыслей, своих насущных потребностей, в желании дружить. И это чувствуется у нас, в нашей курской губернии. Наверное, этот фестиваль надо провести в Курске.

— Хорошая идея! Спасибо, Олег Михайлович, за интересную беседу.

— Да, и, если я что-то сказал не так, пусть бросят в меня камень! (улыбается).

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.