КурскСр, 22 января 2025
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Сортировка
Поиск
Спецоперация России
#Интервью Читать 3 мин.

Учим беречь репутацию – в интернете

Как неосторожный «лайк» может испортить жизнь, что такое безопасное поведение в интернете, и как курские студенты учат молодежь фильтровать контент

Евгении Воробьевой
#Интервью
Учим беречь репутацию – в интернете
Евгении Воробьевой #Интервью
Как неосторожный «лайк» может испортить жизнь, что такое безопасное поведение в интернете, и как курские студенты учат молодежь фильтровать контент

13 декабря – ИА SM.News. Об этом нашему корреспонденту рассказал руководитель регионального антикризисного проекта «Киберпатруль» Никита Лоскутников. «Киберпатруль» действует в Курской области с 2014 года. Студенты с активной гражданской позицией в свободное от учебы и работы время ищут в глобальной сети опасный незаконный контент, чтоб сообщить о нем в правоохранительные органы. И постоянно посещают школы, вузы и ссузы области с обучающими лекциями. Участники «Киберпатруля» борются с наркорекламой, пропагандой экстремизма и терроризма, суицидальными сообществами и телефонным мошенничеством. Изначально штаб был на базе Курской академии госслужбы, недавно еще один открыли в Курском государственном университете – в патруль вступили будущие юристы и журналисты КГУ.

«Любишь запрещенное – тебе сюда!»

— Никита, если считать волонтеров «Киберпатруля» виртуальными участковыми, то что из себя представляет ваш участок?

— Скорее, мы помощники участковых. Наш «участок» – это интернет-пространство Курской области, паблики, которые ведутся пользователями региона, плюс мы мониторим общероссийские группы, где есть наши курские несовершеннолетние участники. Наша задача – отследить незаконный контент у граждан в пределах региона. Мы мониторим социальные сети, в нашей группе есть функция – «сообщить о незаконном контенте». Мы его отсматриваем, если он выходит за рамки законодательства – пересылаем в правоохранительные органы.

— Журналисты любят цифры. Что из себя представляет ваша работа в цифрах, поделитесь свежей статистикой.

— В прошлом году мы отработали более 190 ссылок, провели более 80 встреч со студентами и школьниками. Охват аудитории составил около пяти тысяч человек. В этом году отработали 115 ссылок и провели более 100 обучающих мероприятий. Нас слушали порядка семи тысяч человек. Замечу, что количество незаконных ссылок с каждым годом становится меньше, и это радует.

— У вас как у полицейских – чем меньше преступлений, тем лучше.

— Все верно. Незаконного контента становится меньше и людей, которые в него вливаются, тоже меньше. Поколение начинает понимать, что это незаконно, что есть ответственность.

— Еще года четыре назад в СМИ было довольно много новостей, что кто-то получил реальное наказание за публикацию в своем аккаунте той или иной противозаконной информации. Мне понравилась ваша социальная реклама: «Любишь запрещенное – тебе сюда».

— Это делали специалисты МВД, чтобы привлечь внимание к проекту. Это ориентир на подростков, чтоб они понимали и знали, что им будет за распространение контента, рассылку, нахождение в каких-то пабликах. Даже «лайк» сейчас – это уже пропаганда. «Лайки» отображаются друзьям, подписчикам, в ленте активности. Если человек в запрещенной группе «лайкает» посты, и они видны другим людям – по сути это пропаганда.

— Допустим некий Вася поставил «лайк» на видео, разжигающего межнациональную рознь, что будет за это Васе? Каким образом это повлияет на его репутацию и жизнь?

— Если это увидели мы или кто-то из активных пользователей, то этим человеком в первую очередь заинтересуются правоохранители, будут отсматривать его дальнейшие действия – что он там добавляет, публикует, репостит. Возможно, привлекут к ответственности. Отследить дальнейшую судьбу у нас нет возможности, но иногда нас благодарят полицейские, говорят, к примеру, что вычислили с нашей помощью наркокурьера. Возбудили уголовное дело или привлекли к административной ответственности.

— Журналистский вопрос – тебе говорят, что ты занимаешься борьбой с ветряными мельницами? Отследить все ведь невозможно…

— Не согласен про мельницы. Мы постоянно мониторим целый список групп, мы знаем, что ищем. Постоянно сидим в социальных сетях, в мессенджере Telegram (к примеру, я уделяю этой работе часа три-четыре в день). У нас есть куратор из областного Управления молодежной политики при Министерстве молодежной политики – он профессионально занимается мониторингом и буквально за 15-20 минут может найти с десяток групп и человек пять-семь, которых можно привлечь по статье «Экстремизм и терроризм».

— У тебя такой же уровень?

— Я к нему стремлюсь. Нельзя просто так взять и начать мониторить соцсети – этому нужно учиться. Вообще я еще в школе мечтал стать полицейским или сотрудником системы безопасности. Но не сложилось, при этом я хотел бы приносить пользу обществу. Всегда хотел. Я делаю это на добровольной основе, мне это нравится. Хочу бороться со злом, да (смущенно улыбается).

«Береги честь смолоду»

— У вас около 30 участников в команде, все активные?

— Есть некоторая текучка – многие быстро выгорают. Нужно поддерживать интерес, чтоб волонтеры были активные. Хочется поблагодарить КГУ, где мы решили открыть штаб – у ребят реально горят глаза, я был приятно удивлен, поскольку в моей академии активно работали 5-6 человек, а из курского госуниверситета влились уже человек 10 – студенты юридического и филологического факультетов. Для юристов это хорошая практика – работа с законодательством, мы изучаем кодексы: Уголовный, об административных правонарушениях и тд. Будущим журналистам тоже не будет лишним учиться фильтровать информацию…

— Никита, вы часто ездите по районам области и много говорите о безопасном поведении в интернете. А что это за безопасное поведение, в общих чертах, и как этому можно научить?

— Учим фильтровать контент, чтоб у пользователей интернета не было проблем в будущем. Личная страничка в соцсетях – это наш цифровой портрет, то впечатление, которое мы оставляем о себе. Наша задача – обезопасить ребят, чтобы не было проблем с законом, потому что у них впереди вся жизнь, для них важна репутация. И это большое пятно, если тебя привлекали, даже в юном возрасте, по такой «неприятной» статье. Подростковый возраст бывает проблематичный, молодые пользователи интернета могут быть подвержены влиянию нехороших компаний, групп. Все это приводит к тому, что они сами начинают распространять запрещенный контент, и итог бывает плачевный. Мы стараемся донести молодым людям, чтоб они обходили такие группы стороной. Учим беречь честь смолоду – в интернете.

— Как вы работаете с людьми, задаете личные вопросы?

— Не сразу, но задаю. К середине лекции спрашиваю: «Ребята, кого из вас просили учителя или родители удалить со своей странички определенные записи, или отписаться от той или иной сомнительной группы?» Кто-то честно поднимает руку, кто-то нет. А потом следующий вопрос: «Ребята, а кто послушался и удалил?» Один процент. И мы рассказываем молодым людям, что их ждет потом. Что второй раз просить удалить их никто не будет. Заинтересуются правоохранители, и все это приведет к плачевным последствиям.

— Отличается аудитория городская и сельская?

— Вообще нет, но бывает, что ребята из маломестных школ и техникумов из глубинки более внимательны, чем ученики гимназий. Студенты – довольно благодарная аудитория. Профилактикой я занимаюсь полтора года, очень много для себя открыл. Некоторые приемы, жесты руками, чтобы привлечь внимание. Есть свои тонкости работы (улыбается). Обыгрываем конкретные ситуации, распределяя роли. Популярная тема телефонного мошенничества. Вот, к примеру, у меня со счета списались деньги и пришли вам. Я не знаю, куда ушли, вы не знаете, от кого пришли. И тут вам звонят и говорят – «Девушка, умоляю, верните деньги, которые я только что перевел…» Что вы сделаете?

— Наверное, верну…

— И станете участником преступной схемы! Вы должны обратиться в банк, чтоб именно специалисты вернули деньги отправителю. Да, очень часто жертвами телефонных мошенников становятся в том числе несовершеннолетние. Если я приду в класс, где сидят 30 человек и спрошу, кому звонили из якобы банка и говорили, что их банковская карта заблокирована – 20 поднимут руки. Потому что сим-карты оформлены на родителей, и мошенники изначально не знали, что звонили детям, но, когда они попадают на ребенка, понимают: «Это же еще лучше!» Детей проще обмануть. Сейчас в интернете много позитивных роликов о том, как противостоять мошенникам. Кто-то знает, кого-то обучаем мы. Еще мы просим ребят обучать своих родственников, пожилых, в частности. Чтоб пенсионеры не попадались на всякие опасные ссылки. Лучше потратить два часа времени сейчас, чем столкнуться с последствиями в будущем.

— Никита, спасибо за диалог и удачи в вашей борьбе с виртуальным злом, которое, по факту, может иметь реальные последствия…

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить